Музей дом-усадьба крестьянина семейского » Туризм и отдых в Забайкалье

Этнокультурные достопримечательности

Этнокультурные достопримечательности, культура, быт, уклад народов края, староверы, эвенки, тунгусы, буряты, казаки

Музей дом-усадьба крестьянина семейского

Забайкальский край, Красночикойский район

Этнокультурные достопримечательности
Музей дом-усадьба крестьянина семейского в селе Архангельское
Село Архангельское Красночикойского района Забайкальского края было основано в 1737 году и первоначально называлось Кочен (переименованное в Архангельское во второй половине XIX века). В 60-х годах XVIII века в селе обосновалась община старообрядцев «Знаменского согласия».
Музей дом-усадьба крестьянина семейского в селе Архангельское открыт 15 мая 2008 года. — это трёхсотлетний четырехстенный дом с сенями, надворные постройки, задний (скотный) двор и усадьба 60 соток для ведения личного подсобного хозяйства.
Всё это принадлежало семье староверов – предкам Надежды Николаевны Родионовой, которая является хранительницей семейских традиций и настоятельницей музея. Она же проводит экскурсии, рассказывает про непростой быт и историю переселения старообрядцев.
Усадьбу можно условно разделить на три части: передний двор с хозяйственными постройками. Вход в усадьбу расположен с северной стороны. С уличной стороны дома имеется только небольшое застекленное окошечко, называемое «душник». Ворота шириной 3 м защищены сверху «колодой» (такие же ворота ведут в огород усадьбы). С правой стороны от входа находится жилой дом, окна которого выходят на восточную сторону и одно -на южную. С западной стороны дома находятся сени и кладовка. Крыльцо примыкает к сеням с южной стороны. В доме большую часть занимает глинобитная русская печь. В переднем углу, под божницей, — стол с самоваром, вокруг него деревянные лавки. В углу у дверей деревянная хозяйская кровать, возле нее — сундук с семейской одеждой. Весь дом украшен традиционно вышивками, на кровати — нарядное лоскутное покрывало, непременный подзор, подушки с прошивками. В «кути» висит «зыбка» для младенца, стоит стол; на стенах — полки для посуды. Слева от входа во двор расположены хозяйственные постройки: амбар с погребом, завозня, сарай. Двор отгорожен от огорода плетнем. С западной стороны к дому примыкает задний двор с постройками для содержания домашнего скота.
Огород представляет собой прямоугольный участок, пересеченный ручьем. На правом берегу ручья находится пашня, используемая по прямому назначению. Здесь же имеется колодец с воротом, который планируется заменить «журавлем», более характерным для данного села. На левом берегу ручья значительную территорию занимает черемуховый сад, остальная часть заращена многолетними травами и используется как «покос» (в качестве покосных угодий). Огород отделен от «покоса» «заплотом» (забором).
В личной коллекции Надежды Николаевны и её семьи хранятся традиционные вещи русской культуры. Сарафаны, запоны, девичьи пояски, кички, кокошники на кичку — всё это сохранилось, их берегли и передавали поколениями как ценность. Кокошники делали мастерицы с рудиментарным золотым и серебряным шитьём. Надежда Родионова зимой восстанавливает старые вещи и по фотографиям шьёт новые, а также делает кукол.
В музейной коллекции дома-усадьбы крестьянина семейского можно увидеть множество предметов земледелия и домашнего ремесленного производства из ткани, шерстяной пряжи и растительного волокна.
Особое место в быту старообрядцев занимает бондарная, долбленая, плетеная посуда и утварь. Ее изготавливали из сосны, кедра, березы. В бондарной утвари, это такая посуда, изготовленная из длинных дощечек (кадушки, водянки, квашенки, сельницы), хранили воду, муку, квашеную капусту, в ней солили грибы, рыбу и замешивали тесто. А вот лагуны и ушаты выдалбливались из цельных колод сосны. Берестяные туески и лукошки служили универсальной утварью. В них хранили и молочные продукты, и ягоды, и соль, и чай. Такую посуду украшали росписью или теснением геометрического орнамента.
Мебель в семейских домах изготавливалась из дерева и отличалась монументальностью, долговечностью и практичностью. В большей части дома стояли, как правило, родительская кровать (другие члены семьи спали на полу, на лавках, на полатях и на печи) с резными спинками, лавки вдоль стен, стол, табуреты, к потолку подвешивалась детская колыбель – качка.

Старообрядцы в Забайкалье


В середине XVII в. царь Алексей Михайлович и патриарх Никон предприняли комплекс реформ, направленных на модернизацию Московии. При этом основной целью патриарха было утверждение России в качестве вселенского центра православия и доминирования церковной власти над государственной («священство выше царства»). Часть русского православного духовенства и мирян, не признавшая проводившиеся реформы, составила оппозицию и получила название «старообрядцев», а их движение — «старообрядчество» (или «древлеправославие»). Суть церковных реформ сводилась к унификации русского православного обряда с новогреческим. В частности, это: введение троеперстного крестного знамения вместо двуперстного, замена земных поклонов поясными, на литургии хождение вокруг церкви и аналоя против движения Солнца, вместо семи просфор употребление пяти, изменение формы креста (допущение четырех- и шестиконечного наряду с восьми), а также исправление церковных книг в соответствии с греческими образцами и др.

Настоятельница музея - Надежда Николаевна Родионова
Семейскими в Забайкалье называют потомков старообрядцев (староверов), поселенных здесь во второй половине XVIII века в количестве 4—5 тыс. человек. Старообрядцы насильственно выселялись в Сибирь из Западных районов Российской империи, в том числе с территорий современных Польши, Украины, Белоруссии, и куда ранее они переселялись из различных районов России, протестуя против церковной реформы Никона. Впоследствии их стали именовать староверами, старообрядцами и «раскольниками». В Забайкалье старообрядцев ссылали семьями, поэтому они и получили название «семейские». Переселение «польских» старообрядцев в Забайкалье шло отдельными группами. Наиболее крупные партии прибыли в 1767 и в 1768 годах, более мелкие прибывали вплоть до конца ХVIII века. На новых для себя землях старообрядцы основали целые села. К концу XVIII века в Забайкалье было уже 30 старообрядческих поселений.
Генерал-губернатор Восточной Сибири Михаил Семёнович Корсаков (1826-1871) в 1863 году отмечал огромное трудолюбие семейских в деле освоения края. Селения семейских выделялись на общем фоне сибирских сел своей величиной, ухоженностью и чистотой. Несмотря на то, что они не признавали официальной медицины, семьи росли численностью быстрее, чем другие этнические группы в несколько раз. Семейские вели свой образ жизни: постоянный и размеренный труд на свежем воздухе, здоровое питание, отсутствие вредных привычек.
Крепкие духом, трудолюбивые, сохраняя древнее благочестие и верные традициям предков, старообрядцы стали настоящими сибиряками. А еще, через всю многовековую историю, пронесли уникальную культуру старой допетровской Руси.
Культура старообрядцев Забайкалья признана ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества (2001 г.).

Старообрядцы — направление в православии, приверженцы которого отвергают нововведения, принятые в ходе церковной реформы патриарха Никона (Церковный раскол в Русской православной церкви, начавшийся в 1650-х годах в Москве). Бытует мнение, что старообрядцы агрессивные и мало похожи на христиан в привычном понимании, однако различия минимальные, так как оба направления имеют одну религиозную основу. Старообрядцы Красного Чикоя ходят в православные церкви вместе с другими христианам, основное отличие — они крестятся двоеперстием.

Видео-экскурсия. Музей дом-усадьба крестьянина семейского


Музей дом-усадьба крестьянина семейского на Яндекс-карте
Координаты объекта: 
широта 50.3135° долгота 108.749°
Для составления маршрута нажмите на кнопку "Как добраться?"


Вид услуг Актуальность Дополнительно Стоимость

Оставьте отзыв

Галерея фото

  • Музей дом-усадьба крестьянина семейского в селе Архангельское
  • Надворные постройки музея-усадьбы крестьянина семейского в селе Архангельское
  • Одежда семейских
  • Настоятельница музея - Надежда Николаевна Родионова


Просмотров:
330
Поделитесь с друзьями
Оцените достопримечательность: