Шаманская скала «Бухэ-Батор»
Республика Бурятия, Тарбагатайский район
Памятники природы, заповедникиШаманская скала «Бухэ-Батор» возвышается на правом берегу реки Селенги в 44 км к юго-западу от города Улан-Удэ по восточной стороне федеральной автомагистрали Р258 «Байкал» в местности Жарчиха.
С определенного ракурса скала «Бухэ-Батор» напоминает сидящего на троне человека. Она считается воплощением лика Бухэ-Батора - божества из пантеона бурятского шаманизма. Это один из "тринадцати хатов", божеств-покровителей Бурятии, хозяин реки Селенги. Если хорошо всмотреться, то можно заметить: в своей правой руке он держит чашу мудрости, в левой – шаманский бубен. В этих местах Бухэ-Батор властвует не один: рядом с ним его жена и дочь, они находятся за спиной богатыря.
С определенного ракурса скала «Бухэ-Батор» напоминает сидящего на троне человека. Она считается воплощением лика Бухэ-Батора - божества из пантеона бурятского шаманизма. Это один из "тринадцати хатов", божеств-покровителей Бурятии, хозяин реки Селенги. Если хорошо всмотреться, то можно заметить: в своей правой руке он держит чашу мудрости, в левой – шаманский бубен. В этих местах Бухэ-Батор властвует не один: рядом с ним его жена и дочь, они находятся за спиной богатыря.
По легенде Бухэ Баатар (дословно – сильный, могущественный богатырь) был одним из полководцев Чингисхана, обладавшим шаманским даром.
В шаманизме Бухэ-Батор считается покровителем воинов и спортсменов, он дарует воинский дух, гармонию и физическую силу, укрепляет волю к победе, раскрывает ту могущественную силу, которая дается человеку от природы.
В шаманизме Бухэ-Батор считается покровителем воинов и спортсменов, он дарует воинский дух, гармонию и физическую силу, укрепляет волю к победе, раскрывает ту могущественную силу, которая дается человеку от природы.
Сакральная скала «Бухэ-Батор» – мужское «место силы», издревле тут проходили камлания, обряд поклонения Бухэ-Батору дарует силу и мощь, но женщинам приближаться к скале не рекомендуется. Зато сюда часто приезжают сотрудники силовых структур, известные спортсмены. Проводятся ритуалы, чтоб попросить удачи, помочь выиграть соревнования.
Шаманский тайлган поклонения Бухэ-Батору в советские времена не проводился и возобновился только в 2010 году шаманским обществом «Тэнгэри».
Ежегодный обряд поклонения, по обыкновению, проводят на обратном склоне придорожной сопки, за спиной каменного изваяния «Бухэ-Батор». В качестве подношения Бухэ-Батору приготовлены березки. Каждая их них имеет свой сакральный смысл. В совокупности же они образуют шаманскую рощу.
Первое дерево, называется Ур модон, то есть оно лидирующее, начальное дерево. Потом – Эсэгэ модон, то есть дерево-отец, оно выкапывается вместе с корнем, символизирует связь неба и земли. Потом – мать-дерево, называется Эхэ модон. И последнее – Сэргэ модон, то есть когда духи спускаются с неба, они своих коней привязывают именно на сэргэ.
По традиции, происходит жертвоприношение бараном и ритуальной пищей, сеансы шаманского транса, когда в тела шаманов вселяются призываемые божества. Какая бы ни была погода, в момент сошествия «хатов» странным образом всегда начинается сильный ветер. Присутствующие прихожане могут испросить благословления у спустившихся тэнгэринов, поклонившись, назвав своё имя и получив по спине удар ритуальным посохом-бардыком. В конце тайлгана березовую рощу и хадаки сжигают на костре, затем шаманы и прихожане просят удачи и неба и четырёх сторон света.
Шаманский тайлган поклонения Бухэ-Батору в советские времена не проводился и возобновился только в 2010 году шаманским обществом «Тэнгэри».
Ежегодный обряд поклонения, по обыкновению, проводят на обратном склоне придорожной сопки, за спиной каменного изваяния «Бухэ-Батор». В качестве подношения Бухэ-Батору приготовлены березки. Каждая их них имеет свой сакральный смысл. В совокупности же они образуют шаманскую рощу.
Первое дерево, называется Ур модон, то есть оно лидирующее, начальное дерево. Потом – Эсэгэ модон, то есть дерево-отец, оно выкапывается вместе с корнем, символизирует связь неба и земли. Потом – мать-дерево, называется Эхэ модон. И последнее – Сэргэ модон, то есть когда духи спускаются с неба, они своих коней привязывают именно на сэргэ.
По традиции, происходит жертвоприношение бараном и ритуальной пищей, сеансы шаманского транса, когда в тела шаманов вселяются призываемые божества. Какая бы ни была погода, в момент сошествия «хатов» странным образом всегда начинается сильный ветер. Присутствующие прихожане могут испросить благословления у спустившихся тэнгэринов, поклонившись, назвав своё имя и получив по спине удар ритуальным посохом-бардыком. В конце тайлгана березовую рощу и хадаки сжигают на костре, затем шаманы и прихожане просят удачи и неба и четырёх сторон света.
Шаманская скала «Бухэ-Батор» на Яндекс-карте
Координаты объекта: широта 51.5507° долгота 107.357°
Для составления маршрута нажмите на кнопку "Как добраться?"
Координаты объекта: широта 51.5507° долгота 107.357°
Для составления маршрута нажмите на кнопку "Как добраться?"
Вид услуг | Актуальность | Дополнительно | Стоимость |
---|
Просмотров:
774
774
Поделитесь с друзьями
Оцените достопримечательность: