Ступа «Шоймпрол Шодон» в честь Намнанай багши » Туризм и отдых в Забайкалье

Объекты культурного наследия

Памятники истории и культуры, религиозные постройки

Ступа «Шоймпрол Шодон» в честь Намнанай багши

Забайкальский край, Могойтуйский район

Объекты культурного наследия
Ступа «Шоймпрол Шодон»
Намнанэ-лама Жанчуб Цултим Палзанпо (Byang Chub Tshul Khrims, 1825–1897) был, по-видимому, наиболее влиятельным бурятским духовным деятелем XIX в. Сильная личность, оригинальный мыслитель, обретя за много лет жизни в Тибете глубокие и обширные познания и проведя длительные затворничества, он приобрел громадный авторитет в буддийском сообществе. В своем чистом видении он узрел в Забайкалье, близ горы Алханай, мандалу Шри Чакрасамвары – и это место стало главным местом паломничества в Бурятии.
Земляки и почитатели этого удивительного ламы хранят память об этом выдающемся подвижнике.


Ступа (субурган) «Шоймпрол Шодон» в честь Намнанай багши


Ступа «Шоймпрол Шодон»
На родине Намнанай-багши, у подножья могущественной горы Хан-Уула (в переводе с бурятского – Царь-гора), торжественно возвышающейся среди Ононских степей, у красивейшего озера Жараанай Нуур на территории села Усть-Нарин Могойтуйского района в 2007 г. построили величественную белоснежную ступу - «Шоймпрол Шодон».
Ступа впечатляет: высотой более 11 метров, 8 на 8 метров в основании.
Ее обход (гороо) может быть не только внешним, снаружи, но и внутренним. Войдя в саму ступу, можно молиться, вращать молитвенные барабаны, медитировать в тишине и спокойствии независимо от погоды.
Внутрь ступы помимо обычных вложений (священные тексты, различные драгоценности, шелка, злаки, лекарственные травы) вложены 100 тысяч глиняных статуэток Будды, которые изготавливали верующие со всего округа, а также личные вещи самого Намнанай багши.

«Предметы, принадлежавшие Намнанай багше, мы собирали у его родственников по всему Забайкалью в течение нескольких лет. В результате в ступу были заложены колокольчик Намнанай багши, его личные буддийские книги, пояс, который он носил 36 лет, а также вселенский (как было написано по-тибетски) урил. Это такой черный горошек, который мы заложили в верхушку ступы, так как из-за добродетели, обретаемой во время обхода ступы и чтения мантр верущими, этот урил должен преумножаться и сыпаться сверху, благословляя все вокруг.»
Бальжинима Цыренов, Цугол, архивариус Цугольского дацана

Рядом со ступой находится дом для медитаций и ферма родственника Намнанай-багши Владимира Дамшаева, который вместе с семьей присматривает за ступой.

«Я был воспитан в советское время,работал обычным водителем, был атеистом, как и большинство в СССР. Но с появлением семьи, рождением сыновей стал задумываться о своих корнях, начал осознавать, кем был мой выдающийся родственник Намнанай багша, и постепенно зародилась вера. Надеюсь, после изучения жизнеописания Намнанай багши настоящая вера в могущество буддийского учения зародится и у читателей».
Владимир Дамшаев

Во время освящения ступы 27 августа 2007 года произошло удивительное событие, которое заставило замереть в изумлении как лам, так и мирян.

«В кульминации молебна с четырех сторон света слетелись журавли. Некоторые сосчитали, что их было двадцать один. Они медленно и грациозно облетели ступу три раза и, закончив это невероятно красивое воздушное гороо, улетели так же внезапно, как и прилетели».
Абида лама, Цугол

«Мы все, кто были свидетелями этого чуда, стояли, разинув рты, и не могли поверить своим глазам. У некоторых на глазах блеснули слезы. Мы словно вернулись в детство и снова поверили в чудеса. В этот момент мы были абсолютно верующими, ведь без веры все это просто невозможно объяснить рационально!»
Федор Путинцев, Агинск


Немного из жизни Намнанай багши


Шагдар Намнанэ, согласно официальной версии, родился в 1825 году в семье скотовода Уридхын Намнанэ из рода хуасай в местности Жараанай (название озера), у подножия горы Хан Уула Цугольского ведомства Агинской Степной думы. Лама из Цугольского дацана наречет его именем Шагдар. Родителям скажет, что если мальчика отдать в дацан, то в будущем у них родятся еще два сына. В дальнейшем так и случилось. С малых лет он становится послушником-хувараком знаменитого Цугольского дацана. Это были времена, когда здравствовал великий учитель, основатель чойры в бурятских дацанах «бодисада махасада Дандарай ламхэй» Лубсан Лхундуп Дандаров — ширээтэ Цугольского дацана. При посвящении в монахи он получает имя Жанчуб (Жанчиб) Од, что в переводе означает «Луч просветления».

Выдающегося бурятского йогина Жанчуб Од в народе любовно называли Намнанэ (Намнанай) багша.

Помимо официальной биографии существует и другое предание о его жизни, поведанное Дамбинима Цырендашиевым. Последний встретился в деревне Булум в Тургинской степи со старцем Найдановым Батожабаем, который и рассказал ему эту историю. Как известно, в те далекие времена буряты кочевали по обширным степям Даурии от реки Онон до реки Аргунь.
Тогда семья Уридхын Намнанэ жила у берегов реки Аргунь. «Однажды к ним в юрту зашла молодая нищенка с ребенком. По старинному бурятскому обычаю ее угостили, накормили, и она ушла. Через некоторое время хозяин вышел из юрты и нашел лежащего ребенка. Это был мальчик. Долго они ждали мать, но она так и не вернулась. Бездетная семья, обрадовавшись нежданному подарку судьбы, спешно собралась и отправилась на родину».
Приехав на родину, Уридхаевы объявили всем родственникам и сородичам, что у них родился сын и по этому поводу собрали их всех на семейный праздник. Был приглашен лама из Цугольского дацана. Говорят, что перед смертью один из родителей раскрыл всю правду сыну, и Намнанэ лама впоследствии будет искать родную мать и найдет ее в племени дагуров у Хинганского хребта.

В Цугольском дацане юный Шагдар постигает глубокие истины буддийской философии, изучает грамматики монгольского и тибетского языков, успешно проходит все стадии сложного монастырского обучения и сдает экзамены на получение богословской степени гэбши. По окончании цугольской школы гелонг Шагдар уходит из дацана в поисках истины. Несколько лет он проводит в медитации на Уронайском хребте (даянда рууха). Затем, с разрешения учителя, отправляется на священную Алхану. Перед этим он посетил Агинский дацан, где принял участие в ритуале «Арья-Баалын маани», который длился три дня. В продолжение всего времени ламы не должны были вставать, ходить, говорить и кушать, могли только смачивать рот водой. Самые сильные ламы совершали ритуал поклонения Авалокитешваре десять раз подряд. Намнанэ лама провел этот ритуал 108 раз. Видно было, что перед ними настоящий йогин, достигший высокого уровня сознания. Ламы Агинского дацана и миряне почтили его, поднесли многочисленные подношения. Говорят, что все подношения он отдал дацану и мирянам, заявив, что удаляется на гору Алханай созерцать величественного Ямантаку. С этого времени началась его великая религиозная деятельность по превращению алханайского комплекса в божественно-духовный мир — благословленное место «Бурханай орон».
Буддийская традиция почитания Алханы ведет свое начало с 1859 г., когда молодой лама из Цугольского дацана Шагдар Намнанэ прибыл в Алхану для духовной практики. В те времена у подножия Алханы собиралось свыше тридцати шаманов для обрядовых жертвоприношений. Гелонг Шагдар (Намнанэ багша) в течение многих лет совершал здесь йогическую практику. Тридцать лет своей религиозной деятельности Намнанэ лама посвятил освящению Алханая. Он совместно с бурятскими ламами установил Учение Будды на Алханае, покорил сабдаков — хозяев местности, — привел их к Дхарме, а шаманов вынудил покинуть Алханай.
В результате йогической практики Намнанэй ламы и других бурятских лам Алханай стал природным буддийским культовым объектом. Это было подтверждено мудрецами Тибета, Китая, Монголии такими, как Шабранг ринпоче, Дэчен хутухта, Туган гэгэн, Жимба Жамгарсан гэгэн, Тобын гэгэн из Утая и др. Ими было сказано и написано, что «поистине Алхана — одна из двадцати четырёх благословенных обителей божества Шри Чакрасамвары».
В практике буддистов-бурят по сей день существует созданный Намнанэ багши ритуал поклонения и почитания священного Алханая — гороо. Он первый совершил гороо — обход почитания по ходу солнца основных священных объектов.
Каждый шаг сопровождается начитыванием мантры. Паломники останавливаются в особых местах и совершают религиозные обряды почитания. В старину, соответственно наказу Намнанэ багши, существовала традиция прохождения гороо со священнослужителями, ламами, которые проводили религиозные ритуалы, что придавало обряду почитания Алханая особую значимость.


Как добраться до ступы «Шоймпрол Шодон»


Добраться до ступы Намнанай багши можно, выехав из Читы с автовокзала в микроавтобусе до села Цугол или поездом до станции Оловянной, а дальше - микроавтобусом до Цугола. Первый вариант более удобен, так как микроавтобус приходит в Цугол засветло, а поезд в Оловянной останавливается ночью (зала для ожидания нет). От Цугола до ступы нужно ехать на машине 30 километров на северо-восток. Она находится посередине между селами Усть-Нарин и Боржигантай, в двух километрах восточнее дороги между этими селениями. Чтобы не заблудиться, лучше ехать с проводником.


Видео экскурсия к ступе «Шоймпрол Шодон»



Ступа «Шоймпрол Шодон» в честь Намнанай багши на Яндекс-карте
Координаты объекта: 
широта 51.30579° долгота 115.74781°
Для составления маршрута нажмите на кнопку "Как добраться?"


Вид услуг Актуальность Дополнительно Стоимость

Оставьте отзыв

Галерея фото

  • Ступа «Шоймпрол Шодон»
  • Ступа «Шоймпрол Шодон»
  • Мемориальная табличка на ступе в честь Намнанай багши
  • Мемориальная табличка на ступе в честь Намнанай багши


Просмотров:
2 622
Поделитесь с друзьями
Оцените достопримечательность: