Писаницы Бага-Байса и Белый Старец на Маракте » Туризм и отдых в Забайкалье

Объекты культурного наследия

Памятники истории и культуры, религиозные постройки

Писаницы Бага-Байса и Белый Старец на Маракте

Республика Бурятия, Еравнинский район

Объекты культурного наследия
Маракта – местность в Еравнинском районе Бурятии, причудливо сложенная огромными валунами. На скалистой возвышенности Бага-Байса сохранились петроглифы, выполненные красной краской с изображениями человечков, птиц, оградок.
Другое название этих скал - скалы Саган Убгэн (Белый Старец) – невысокие груды камней считаются местом обитания Белого Старца, его культу более 2,5 тысяч лет. Саган Убгэн (Белый Старец) - хранитель жизни и долголетия, один из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне. В скале Бага-Байса высечен барельеф Белого Старца. Традиционно Саган Убгэн изображен в виде старика с длинной белой бородой, держащий в руках чётки и посох.
В долине реки Маракта проходит единственный в республике молебен «Обоо тахилгаан», посвящённый Белому Старцу. Подношения ему делаются только молочными блюдами. В 2019 году на молебне, состоялся обряд рамнай (освящение) наскального барельефа Саган Убгэн.
Территория облагорожена, к скале теперь можно подниматься, опираясь на удобные перилла, а встречают гостей 11 сэргэ.

Писаницы Бага-Байса (петроглифы II - I тыс. до н.э.)


Писаницы Бага-Байса в Еравнинском районе Бурятии
Объект археологического наследия находится в среднем течении на левом берегу реки Маракты, являющейся правым притоком реки Уды, на скалистой гранитной возвышенности Бага-Байса, севернее улуса Булум. Останец выветривания имеет вид столбчатой пирамиды, сложенной из гранитных глыб, с южной стороны останца на скалистом уступе находится буддийская кумирня. Над ней, на обрывистом уступе, на сильно выветренной поверхности скалы, сохранились рисунки, выполненные красной охрой. Изображения писаницы Бага-Байса располагаются на разных гипсометрических уровнях от подножия скалы. Большая часть рисунков разрушена и не фиксируется. Выделена 2-я группа на юго-восточной плоскости скалы, состоящая из 3-х рисунков, расположенных на высоте от 50 до 180 см от дневной поверхности. Всего, по архивным данным, известны 22 композиции, из них 18 расположены на южной плоскости и представлены изображениями антропоморфного ряда, пятен, птиц и оградок.
Памятник открыт в 1954 г. А.П. Окладниковым. Объект в 2008 г. обследован археологическим отрядом НПО «Байкал-Экспедиция» (руководитель П.Е. Марнуев).
Памятник археологии состоит на государственной охране в соответствии с Постановлением Совета Министров Бурятской АССР №379 от 29.09.1971 г.

Саган Убгэн в местности Маракта


Писаницы Бага-Байса и Белый Старец на Маракте
Расказывает Номина Жигжитова:
«Наши предки проживали в местности Марагта Эгитуйской долины Еравнинского района.
Ринчин Гармаев родился в 1895 году и был родным братом моей прабабушки Бальжит. Он был буддийским священнослужителем и имел духовное звание гэбши (аналогично доктору наук, присуждается изучившему первые четыре отдела Цанита - курса буддийской философии; имеющий эту степень может принимать участие в диспутах).
В 1927 году жители урочища Маракта по предложению Ринчина гэбши решили построить на горе мунхан (в пер. с бурятского молельный домик). В этот же год молельный домик на горе из круглых брёвен был построен. Жители долины стали совершать в этом месте молебны.
В грозные 30-ые годы разрушения дацанов, гонений и ссылки священнослужителей Ринчин гэбши был отправлен в лагерь, который находился на берегу Белого моря. Разобрали и молельный домик на горе. Ринчин гэбши работал на строительстве Беломорского канала. Он вынес все тягости лагерного режима, ему помогла истинная вера в бога. Тяжелый изнурительный труд подорвал здоровье, и он потерял зрение. Вернулся на родину в 1946 году. После возвращения из ссылки Ринчин гэбши прожил ещё 20 лет и ушёл из жизни в 1966 году, чувствуя скорый уход из жизни, собрал близких родственников и дал последние наставления. Он поведал, что близка его кончина, но он останется на земле рядом с ними покровителем рода в виде сабдака (духа местности) на горе Саган Убгэна в местности Маракта (в переводе с бурятского гора Белого Старца). Он наказал восстановить мунхан на этой горе и собираться там каждое лето, совершать молебны.
Так уж сложилось, что в 60-ые годы открыто собираться и устраивать молебны было опасно, и наказ Ринчина гэбши долгое время не исполнялся.
В 1995 году состоялась первая встреча моих родственников хоринских родов «харгана» и «хубдууд» в местности Маракта. На этой встрече присутствовало около ста пятидесяти человек, мой дедушка во всеуслышание поведал эту историю и наказал восстановить на горе Саган Убгэна родовое место для молебнов. Через год небольшой молельный домик был установлен на прежнем месте.
Сейчас это очень известное и посещаемое место. Молебны на горе Саган Убгэна теперь совершает не только наш род, но и население со всей долины. В 2010-х годах в молельный домик по инициативе жителей с. Усть-Эгита по согласованию со старейшиной нашего рода Цыремпилом Жигжитовичем Ширабдоржиевым помещено панно с изображением Саган Убгэна (Белого старца).
Гора Саган Убгэна входит в туристический маршрут по территории Еравнинского района. Иногда во время таких молебнов происходят настоящие чудеса. Так, в 2011 году во время молебна прямо к подножию горы прибежал крупный гуран (самец косули) и в течение 2-3 минут танцевал на глазах у изумлённых людей. Вообще косули очень пугливые животные, которые боятся любых шорохов и не станут искать встреч с человеком. Старейшины тогда сказали, что это хозяин горы таким образом благодарил нас за то, что мы его не забываем.»

Культ Белого Старца


Белый Старец на Маракте
На северной стене всех дацанов Забайкалья расположена композиция Белого Старца - символа долголетия. Он является представителем местных духов, которые охраняют храмы и даруют долголетие служителям культа. Что же мы знаем об этом загадочном дедушке?
Сагаан Убгэн (бур. — Белый старец) — добуддийское шаманское божество, собирательный образ сабдаков (правителей / хозяев данной местности). Буддизм ассимилировал в себе многие шаманские традиции. В одном из мифов, описанном Г. Д. Нацовым, прослеживается попытка узаконивания в рамках буддизма бурятского шаманского божества Эсэгэ Малан тэнгри: «В далекие времена, когда буряты были еще последователями примитивной шаманской религии, однажды утром на юго-западной стороне около высокой горы появился старик ростом выше этой снежной горы. У него была длинная белая борода, очень длинный посох, белоснежная голова, и стоял он в блестящем белом дэли, прикрыв глаза от лучей восходящего солнца рукой, приложенной ко лбу, смотрел на бурят. Буряты пригласили его к себе домой, оказали почет и уважение, и после этого у них стали очень успешно продвигаться все их начинания, дела: охота приносила богатую добычу, жизнь их улучшалась. С того времени, говорят, у наших бурят появилось божество Сагаан эбугэн».
В одной сутре Будда встретил Белого старца. Ответ на вопрос Будды: «Хозяином чего являешься, старик? Для чего один находишься на этой горе?» ― следует рассказ от лица Белого старца о его предназначении: «Дикие звери, ядовитые змеи, мир людей, духи земли, духи воды, хранители законов, хранители 24 сторон, эти духи-хранители подчиняются мне, я являюсь хозяином горы, в степи я — владыка обработанной земли и вод, среди людей я — владыка религиозного учения, в поселениях я — владыка (обитаемой) территории и вод». «Я являюсь хозяином судьбы людей; я являюсь хозяином сути учения; я являюсь хозяином строений в городах; я разбираюсь в греховных и благих делах людей земли; я знаю о продолжительности жизни людей; за добрые дела я жалую награду, воздаяние за добрые и греховные дела, воздаяние за любовь родителей, почитание трех драгоценностей, все это ежемесячно дважды 2-го и 16-го числа (фаза растущей Луны, прим.автора) я спускаюсь и проверяю»
Молитва Белому старцу должна была существовать у монголов до 1630 г. В ней Белый старец называется идамом-хранителем скота, владыкой веры и верховным владыкой учения. Белый старец — божество-защитник и, что очень важно, божество долголетия и плодородия — является одним из самых популярных божеств в Монголии.
Начиная с 2000-х годов, Белый старец является одним из самых узнаваемых фольклорных образов в Бурятии, выступая символом традиционного Нового года по лунному календарю (Сагаалгана). В современной массовой культуре он воспринимается в качестве покровителя всего бурятского народа. Так, согласно письменным источникам и устной традиции буряты атрибутируют Белого старца в числе прочих титулов как защитника человека от различных несчастий, болезней (оспы черной и красной, лихорадки).
Предназначение Белого старца разнообразно, но наиболее распространенной его функцией является предсказание долголетия, изобилия скота, защита от несчастий, болезней и злых духов.
Наиболее символичным аксессуаром Белого старца является его посох, обычно украшенный резной головой дракона. По гипотезе профессора Хайссига, есть непосредственная связь между посохом божества с головой дракона в виде украшения и посохом шамана, украшенным конской головой.

Видео-экскурсия. Белый Старец и Будда Медицины в местности Маракта


Писаницы Бага-Байса и Белый Старец на Маракте на Яндекс-карте
Координаты объекта: 
широта 52.4570° долгота 110.581°
Для составления маршрута нажмите на кнопку "Как добраться?"


Вид услуг Актуальность Дополнительно Стоимость

Оставьте отзыв

Галерея фото

  • Писаницы Бага-Байса и Белый Старец на Маракте
  • Писаницы Бага-Байса и Белый Старец на Маракте
  • Писаницы Бага-Байса в Еравнинском районе Бурятии
  • Писаницы Бага-Байса в Еравнинском районе Бурятии
  • Белый Старец на Цугольском дацане
  • Белый Старец на Читинском дацане
  • Белый Старец на Могойтуйском дугане
  • Белый Старец на Агинском дацане


Просмотров:
484
Поделитесь с друзьями
Оцените достопримечательность: