Цугольский дацан » Туризм и отдых в Забайкалье

Объекты культурного наследия

Памятники истории и культуры, религиозные постройки

Цугольский дацан

Забайкальский край, Могойтуйский район

Объекты культурного наследия
Цугольский дацан - старейший в Забайкальском крае, уникальный памятник архитектуры он был основан в 1801 году. Здесь впервые на Бурятской земле были основаны классические монастырские школы Цаннид и Манба – буддийской философии и тибетской медицины. По модели этих школ стали основываться школы в других бурятских дацанах. Таким образом, Цугольский дацан в XIX веке был не только религиозным центром, но и центром общественной и культурной жизни региона. Более того, трем зданиям монастыря удалось пережить годы советской власти.

Основные постройки Цугольского дацана

Цогчен дуган Цугольского дацана

Главный соборный храм Цогчен («Большое собрание»)


Проект каменного Цогчен дугана сделал забайкальский инженер путей сообщения Э. Соколовский. Строился он три года, с 1865-го по 1868-й годы. Здание отличалось от других своей величиной и совершенством форм. Шесть колонн Цогчен дугана были покрыты майоликой, двери и окна украшены деревянной резьбой.
Главный соборный храм Цогчен («Большое собрание»), сохранившийся до наших дней, -образец архитектурного мастерства бурятских зодчих. Украшением и отличительной особенностью фасада здания стали ажурные чугунные лестницы, которые ведут на второй этаж. Они отлиты на Петровском заводе по эскизам местных мастеров.
После пожара в 1887 году здание Цогчен дугана было восстановлено и сохранилось в этом виде до наших дней.
Композиция Белого Старца Цугольского дацанаСеверная стена цокчен дацана украшена барельефами божеств буддийского пантеона. Композиция Белого Старца Цугольского дацана имеет глубокую содержательную сторону. На переднем плане Саган Убугун, Цагаан Убугун (бур.) — символ долголетия, пребывающий при монастыре как представитель местных духов, который охраняет храмы и дарует свое долголетие служителям культа. Барельеф представляет старичка, сидящего в углублении пещеры, с бесконечно добрым лицом, доверчивой улыбкой и наивным взглядом широко открытых глаз. Композиция сказочного мира изображена среди гор, каменных утесов, на берегу речки, возле дерева и над ними возносится к небу Будда, на левой стороне — два благородных оленя, а на правой — два благородных лебедя. Это окружение шести мифологических существ одушевленного мира и шести существ неодушевленного мира. Первые шесть, отличающиеся своим долголетием из сферы одушевленного мира, составляют Аю-ша-бурхан (Ади-Будда), два благородных оленя, два благородных лебедя и сам шестой — Белый старец. Другие шесть долговечных существ из сферы неодушевленного мира составляют камень, деревья, водная стихия, земля, горы, небо. По обеим сторонам Белого старца в подковообразных формах изображены барельефы крылатых драконов и огня. Дракон как хозяин водной стихии, одолевающий огонь, охраняет здание от пожара. Противопожарное значение приписывается изображению окаменевшего пламени. Вся композиция раскрашена яркими тонами красок.

Чойра дуган


Цугольская школа цанит (чойра), где изучалась буддийская философия, была первой в Забайкалье. Ее появление в 1849 году свидетельствовало о высокой степени подготовленности лам Цугольского дацана. Здесь обучались в большом количестве ламы из дацанов Селенги, Хори, Баргузина, Аги и шести хамниганских дацанов восточного Забайкалья. Число изучающих богословие в Цугольском дацане достигало 500-800 человек. К концу XIX века обучение цаниту каждого ламы стало обязательным. Его программа состояла из пяти предметов, рассчитанных на 14 лет обучения.
В 1912 году в здание Цанит дугана было внушительных размеров – 30,4х34,7 метров, в нём была установлена на троне литая медная позолоченная статуя бурхана Аюши. Над каждой из трех дверей, выходящих на южную сторону Чойра дугана, на больших таблицах сверкали золотом тибетские священные тексты…

Майдари дуган

8 метровая статуя Майтрея (Майдари) из позолоченной желтой меди
Храм Майдари располагался севернее главного храма на одной примерно линии с Чойра дуганом. Сначала, в 1831 году, было построено сумэ для статуи Майдари. В 1865 году здесь уже проводился хурал Майдари. Как значится в документах, храм Майдари был двухэтажным, с 12 окнами, двумя дверьми, с открытой навесной террасой. Высота статуи Майдари равнялась 8,5 м. Обычно все дацаны приобретали статуи Майдари в Долонноре. И только в Цугольском и Янгажинском дацанах, как свидетельствуют документы, они были изготовлены местными мастерами из позолоченной желтой меди.
В декабре 1935 года храм Майдари был разобран и передан «под культурные нужды населения Кункурского сомона».
В 2008 году состоялся большой праздник, посвященный возрождению статуи Майдари, а также освящению Майдари и Чойра дуганов.

Манба дуган


Цугольский дацан является основоположником системы медицинского образования в бурятских монастырях. Именно здесь в 1869 году началось изучение традиций тибетской медицины. Деятельность медицинского факультета не ограничивалась только преподаванием теории и практики тибетской медицины. Здесь также велась активная переводческая работа, развивалась монгольская медицинская терминологическая база. Храм, где проходили занятия, был двухэтажным, каменным. Здесь хранился один из редчайших экземпляров Атласа тибетской медицины.

Дэмчок сумэ


Дэмчок сумэ было построено в 1831 году на средства прихожан. Оно было посвящено Дэмчоку – тантрийскому божеству для медитативных практик. Само здание храма предназначалось для подношений и молебствий Дэмчок идаму, дающему духовные способности.
В 1935 году храм Дэмчок представлял собой здание длиной 12 м, шириной 10 м, покрытое кровельным железом, на каменном фундаменте. Оно использовалось под разные нужды, а в начале 70-х годов было разобрано и перевезено в районный центр Могойтуй.

Ступа «Жанчуб Чоддэн»


Перед Храмом МайдАри на месте, где завершил свою земную жизнь Намнанэ-багша – великий йогин и настоятель Цугольского дацана стоит Ступа «Жанчуб Чоддэн» («Жанчиб Шодон»). Намнанэ-багша, заболев раком, наказал своим ученикам после смерти поместить его прах в сосуд и захоронить под этой ступой. Истинно верующий, многократно обойдя вокруг ступы, имеет возможность излечиться от тяжкого онкологического недуга.
Ступа была уничтожена в годы советской власти и восстановлена летом 2008 года.

Ступа «Юндэн Шодон»

Ступа примирения - «Юндэн Шодон» и Врата Счастья
Ступа «Юндэн Шодон» в своём роде уникальное архитектурное сооружение. Постамент выложен из камня, который символизирует священный Алханай. Высота субургана составляет 10,8 метра, ширина - 6,4 метра. Ступа была разрушена в 30-х годах прошлого века, простояв всего 10 лет. В 2010 году ступа восстановлена как символ единения народов Забайкальского края и как память о великих ламах Цугольского дацана, репрессированных в 30-х годах.

Врата счастья


Врата Счастья это реплика знаменитого Храма Ворота (Уудэн-сумэ) на Алханае. Есть поверье, что все высказанные просьбы доносятся туда незримой связью, приобретают еще большую силу и вероятность осуществления. Это ворота в мир великого блага. Люди проходят через них восьмеркой – символом бесконечности, молят о здоровье и удаче в своих делах.


История Цугольского дацана


В 1800 г. три бурятских рода галзут, зуун-харгана и зуун-хуасай возбудили ходатайство об основании собственного дацана. Они ссылались на удалённость своих кочевий от приходского Агинского дацана и просили разрешения на строительство кумирни в хр. Урдунуй. Место было определено на пологом южном склоне холма, возвышающемся над широкой поймой р. Онон и устья р. Цугол, откуда дацан получил своё название. В официальном списке"Ламайских дацанов Восточной Сибири" время основания Цугольского дацана датируется 1801 годом.
До 1827-28 гг. Цугольский сокшин-дуган был войлочным. В 1827 году было начато сооружение деревянного здания главного дугана и четырех малых сумэ.
Строительство трехэтажного деревянного здания Цогчен дугана началось в 1831 году, на Цугол потянулись мастеровые со всей Аги и Бурятии.
Прихожане активно жертвовали деньги, скот, продукты. Приезжали кочевники. По окончании строительства был совершёл ритуал освящения (арабнэй): во время его "устраивали молебствия свыше двухсот лам, собралось и молилось около 3000 человек. Происходило в течение многих суток радостное торжество". Цугольский дацан получил название «Даши Чойнпелинг» (Страна преумножения Учения Счастья). Хранителем его был определён Чойжел - одно из гневных божеств буддийского пантеона.
К 1840 году монастырский комплекс состоял из "деревянного главного храма, четырёх малых храмов и нескольких жилых домов лам".
В 1845 году именно в Цугольском дацане, первым из всех дацанов, открыли школу философии – цанит. Через два года – книгоиздательское дело.
В 1865 году было начато строительство каменного дацана и закончено в 1868 году.
В 1869 году в дацане начали изучать индо-тибетскую медицину.
В 1916 году на территории Цугольского дацана находились больница, типография. Были построены склады для ламской парадной одежды и помещения для фигур слона и лошади, которые располагались по обе стороны входных ворот (главных южных), фактически являясь их частью, большие молитвенные барабаны - хурдэ, было возведено одиннадцать субурганов. Вокруг монастыря образовался посёлок, который состоял в основном из лам, их насчитывалось более 1500 человек.
В 1918 году вышел антирелигиозный закон, отделивший церковь от государства.
В 1920-ых годах большая часть лам дацана эмигрировала в местность Шэнэхэн (вблизи Хайлара).
С 1925 года веками созданные и накопленные ценности были разрушены и уничтожены за короткий период. В одном из распадков недалеко от дацана большевиками было расстреляно 300 лам. Многие ламы были репрессированы, часть из них растворилась в народе, в основном, уйдя за Онон, а некоторые за рубеж.
В декабре 1933 года около 60 оставшихся лам Цугольского дацана разъехались по другим монастырям. Ко времени закрытия дацана в 1934 году ансамбль насчитывал около двадцати основных и вспомогательных построек, которые были переданы военному гарнизону. Предметы религиозного культа - конфискованы, уникальные скульптурные изображения Майдари, Одсэр-Жанма, Дэважин и Гандан разобраны.
В 1982 году вышел фильм о советско-японской войне "Приказ перейти границу", некоторые сцены которого снимались в Цугольском дацане.
В 1988 году дацан был возвращен буддистской общине, и с того времени началось его возрождение. Огромным событием для всех прихожан стало возвращение в 2007 году статуи Майдари (Майтрея) – Будды Грядущего и воссоздание в 2011 году утраченной в тридцатых годах 20 века статуи Богдо Зонхово.

Как добраться до Цугольского дацана


Сам Цугольский дацан находится в 60 километрах к юго-востоку от Могойтуя, в селе Цугол. Добраться до Цугольского дацана можно на автомобиле по дороге А350.


Видео: Цугольский дацан


Цугольский дацан на Яндекс-карте
Координаты объекта: 
широта 51.0457° долгота 115.627°
Для составления маршрута нажмите на кнопку "Как добраться?"


Вид услуг Актуальность Дополнительно Стоимость

Оставьте отзыв

Галерея фото

  • Цогчен дуган Цугольского дацана
  • Композиция Белого Старца Цугольского дацана
  • 8 метровая статуя Майтрея (Майдари) из позолоченной желтой меди
  • Ступа примирения - «Юндэн Шодон» и Врата Счастья


Просмотров:
3 668
Поделитесь с друзьями
Оцените достопримечательность: