Скульптура «Туншэ» или «Четверо дружных» пгт. Агинское » Туризм и отдых в Забайкалье

Архитектурные объекты

Уникальные архитектурные постройки, старинные здания, сооружения, ансамбли, современное зодчество

Скульптура «Туншэ» или «Четверо дружных» пгт. Агинское

Забайкальский край, Агинский район

Архитектурные объекты
Скульптура «Туншэ»  или «Четверо дружных» пгт. Агинское
В квартале от центральной площади посёлка городского типа Агинского (Забайкальский край), на перекрёстке улиц Комсомольская и Базара Ринчино, в 2008 году установлена необычная скульптура высотой 3.8 метра, литая из бронзы - «Туншэ», или «Четверо дружных».
Автор её - известный скульптор мирового масштаба Даши Намдаков. Образ им взят из буддийской мифологии, он отражает понятие «равновесие», по-бурятски «туншэ» - единство, поддержку и крепкую нерушимую дружбу, которой всё по плечу. «Любовь к родной земле нас объединяет, вера в единство дает нам силу» - написано на постаменте.
Четыре друга – это слон, обезьяна, заяц и птица (куропатка) – персонажи известной притчи-джатаки. Изображения этих друзей можно встретить практически в каждом буддийском храме особенно в традиции Махаяны.
Скульптура представляет собой пирамиду из четырех животных слон-основание, обезьяна и заяц-середина, птица-вершина. Белый слон в изваянии символизирует энергию, проницательность, осмотрительность и силу. Обезьяна - универсальный символ предприимчивости, целеустремлённости; заяц олицетворяет возрождение, а также интуицию и свет во тьме. Птица же символизирует благое предзнаменование.
В памятнике отражен хорошо знакомый тибетский мотив «четырёх друзей» — слона, обезьяны, зайца и куропатки, образующих акробатическую пирамиду под кроной дерева — который имеет источник в легенде Титтира-джатаки об одной из прошлых жизней Будды. Однако в притче-джатаки Титтира упоминаются только три животных — слон, обезьяна и куропатка. Эта история с моралью о том, что нужно уважать, прежде всего, мудрость и накопленный опыт, а также необходимость взаимопомощи: только, помогая друг другу, друзья могут дотянуться до спелых плодов, о единении всех живых существ во имя достижения благородной цели.
Четыре травоядных животных также представляют четырёх обитателей — неба (куропатка), деревьев (обезьяна), земли (слон) и подземелья (заяц). Иногда птица отождествляется с тетеревом или рябчиком, а баньян обычно изображается как фруктовое дерево.
Похожий сюжет встречается и в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты», только здесь четыре животных — это осёл, собака, кот и петух.
Скульптура пользуется большой популярностью и имеет большую смысловую нагрузку. Жители потирают носы у животных на счастье.


Джатаки – своеобразный жанр буддийской литературы, в котором мы находим элементы басни, волшебной сказки, анекдота, моралити, притчи и жития (само слово «джатака» наиболее близко по своему смыслу к русскому «житие»). Каждая из джатак - это рассказ об одном из предшествующих существований Бодхисаттвы (Будды), который, согласно индийскому учению о переселении душ, прежде чем воплотиться в Гаутаму и достичь нирваны, многократно возрождался в облике различных растений, животных, богов и людей.


Джатака о куропатке


Притча повествует о том, как Шарипутре, одному из старших учеников Будды, не удалось найти жилище в городке Вайшали, поскольку младшие ученики эгоистично поспешили занять для себя все доступные места. Ранним утром следующего дня Будда, узнав, что Шарипутра провёл ночь один под деревом, поведал притчу Титтира-джатаки.
"Во времена стародавние у подножия Гималайских гор рос огромный баньян, и жили под его сенью куропатка, обезьяна и слон. Относились они друг к другу без всякой почтительности и уважения. Поняв в конце концов, что дальше так жить нельзя, они решили: "Надо выяснить, кто из нас старший, – того и будем почитать и слушать". И они придумали такой способ определения старшего. Однажды, когда они все трое сидели под баньяном, куропатка и обезьяна спросили слона: "Скажи-ка, братец, каким ты помнишь это баньяновое дерево с того времени, когда впервые осознал себя?" Слон ответил: "Друзья мои, в те времена, когда ещё крошечным слонёнком я, бывало, прогуливался возле этого баньяна, он был высотой с траву; когда я останавливался над ним, его верхушка как раз доходила мне до пупка. Так вот: я помню это дерево с тех пор, как оно было размером с траву". Затем куропатка и слон задали тот же вопрос обезьяне. "Друзья мои, – ответила обезьяна. – В те времена, когда я была совсем крошкой, я могла, сидя на земле, рвать и есть плоды, которые росли на самой верхушке баньянчика, для этого мне даже не нужно было вытягивать шеи. Так вот: я помню этот баньян еще совсем маленьким деревцем". И, наконец, слон и обезьяна обратились с тем же вопросом к куропатке. "Друзья мои! – ответила им куропатка. – Когда-то, давным-давно, росло поблизости огромное баньяновое дерево. Я питалась его плодами, и как-то раз, облегчаясь, вместе с помётом обронила на этом самом месте баньяновое зёрнышко. Из него-то и выросло потом это дерево. Так что я помню баньян с тех пор, когда его и на свете не было, стало быть, я старше вас всех".
Выслушав мудрую куропатку, обезьяна и слон сказали ей: "Дорогая, ты и впрямь старшая среди нас. Отныне мы будем оказывать тебе все подобающие почести, смиренно приветствовать тебя и обращаться к тебе уважительно; мы будем возвышать тебя и словом и делом, будем складывать руки перед грудью, ожидая твоего благословения, и признаем во всём твоё превосходство. Мы станем следовать твоим наставлениям, ты же отныне веди и учи нас". Куропатка наставила их и научила жить по нравственному завету, которому следовала и сама. И все трое в последующей жизни строго придерживались пяти заповедей, оказывали друг другу знаки внимания, почитали друг друга и в речах своих были вежливы. И оттого что поступали так, с окончанием земного срока все трое возродились на небесах".


Будда поведал, что в своём прошлом воплощении его ученик Маудгальяяна (Моггаллана) был слоном, Шарипутра (Сарипутта) старший был обезьяной, а сам Будда — куропаткой. Позже в эту легенду был добавлен заяц, который считался старшим учеником Будды — Анандой. Ананда был вторым по старшинству и в первый раз увидел баньян, когда тот был ещё побегом без листьев.

Вариация истории описывает животных, стоящих друг на друге в попытке достать плод дерева. В этом случае мораль — это сотрудничество ради общей цели. Четверо друзей получили большой урожай фруктов благодаря усердию и взаимопомощи. Они жили в лесу, где не росли фруктовые деревья. Но однажды птица нашла фруктовое зернышко и посадила его в землю, заяц и обезьяна поливали и ухаживали за ним, а слон охранял от всяких напастей. Наконец выросло фруктовое дерево и на нём созрели фрукты. Дерево выросло таким высоким, что друзья не смогли достать до верхушки и собрать весь урожай. То есть каждый поодиночке мог бы, конечно, добыть себе что-то с этого дерева, но им хотелось собрать полностью весь урожай и разделить его поровну.
Тогда обезьяна взобралась на слона, заяц на обезьяну, а на зайца взлетела птица. Помогая друг другу они смогли не только собрать замечательный урожай, но и угостить всех обитателей того леса.
В этой притче есть немало слоёв и смыслов. Каждый друг здесь является аллегорией качеств и аспектов скрытых внутри человека. Объединив их, человек восстанавливает свою подлинную целостность.
Скульптура «Туншэ» или «Четверо дружных» пгт. Агинское на Яндекс-карте
Координаты объекта: 
широта 51.1077° долгота 114.542°
Для составления маршрута нажмите на кнопку "Как добраться?"


Вид услуг Актуальность Дополнительно Стоимость

Оставьте отзыв

Галерея фото

  • Статуя «Четверо дружных», Агинский дацан
  • Панно «Четверо дружных», буддийский дуган, п. Могойтуй


Просмотров:
2 477
Поделитесь с друзьями
Оцените достопримечательность: