Скульптура «Туншэ» или «Четверо дружных» пгт. Агинское
Забайкальский край, Агинский район
Архитектурные объектыВ квартале от центральной площади посёлка городского типа Агинского (Забайкальский край), на перекрёстке улиц Комсомольская и Базара Ринчино, в 2008 году установлена необычная скульптура высотой 3.8 метра, литая из бронзы - «Туншэ», или «Четверо дружных».
Автор её - известный скульптор мирового масштаба Даши Намдаков. Образ им взят из буддийской мифологии, он отражает понятие «равновесие», по-бурятски «туншэ» - единство, поддержку и крепкую нерушимую дружбу, которой всё по плечу. «Любовь к родной земле нас объединяет, вера в единство дает нам силу» - написано на постаменте.
Четыре друга – это слон, обезьяна, заяц и птица (куропатка) – персонажи известной притчи-джатаки. Изображения этих друзей можно встретить практически в каждом буддийском храме особенно в традиции Махаяны.
Скульптура представляет собой пирамиду из четырех животных слон-основание, обезьяна и заяц-середина, птица-вершина. Белый слон в изваянии символизирует энергию, проницательность, осмотрительность и силу. Обезьяна - универсальный символ предприимчивости, целеустремлённости; заяц олицетворяет возрождение, а также интуицию и свет во тьме. Птица же символизирует благое предзнаменование.
В памятнике отражен хорошо знакомый тибетский мотив «четырёх друзей» — слона, обезьяны, зайца и куропатки, образующих акробатическую пирамиду под кроной дерева — который имеет источник в легенде Титтира-джатаки об одной из прошлых жизней Будды. Однако в притче-джатаки Титтира упоминаются только три животных — слон, обезьяна и куропатка. Эта история с моралью о том, что нужно уважать, прежде всего, мудрость и накопленный опыт, а также необходимость взаимопомощи: только, помогая друг другу, друзья могут дотянуться до спелых плодов, о единении всех живых существ во имя достижения благородной цели.
Четыре травоядных животных также представляют четырёх обитателей — неба (куропатка), деревьев (обезьяна), земли (слон) и подземелья (заяц). Иногда птица отождествляется с тетеревом или рябчиком, а баньян обычно изображается как фруктовое дерево.
Похожий сюжет встречается и в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты», только здесь четыре животных — это осёл, собака, кот и петух.
Скульптура пользуется большой популярностью и имеет большую смысловую нагрузку. Жители потирают носы у животных на счастье.
Автор её - известный скульптор мирового масштаба Даши Намдаков. Образ им взят из буддийской мифологии, он отражает понятие «равновесие», по-бурятски «туншэ» - единство, поддержку и крепкую нерушимую дружбу, которой всё по плечу. «Любовь к родной земле нас объединяет, вера в единство дает нам силу» - написано на постаменте.
Четыре друга – это слон, обезьяна, заяц и птица (куропатка) – персонажи известной притчи-джатаки. Изображения этих друзей можно встретить практически в каждом буддийском храме особенно в традиции Махаяны.
Скульптура представляет собой пирамиду из четырех животных слон-основание, обезьяна и заяц-середина, птица-вершина. Белый слон в изваянии символизирует энергию, проницательность, осмотрительность и силу. Обезьяна - универсальный символ предприимчивости, целеустремлённости; заяц олицетворяет возрождение, а также интуицию и свет во тьме. Птица же символизирует благое предзнаменование.
В памятнике отражен хорошо знакомый тибетский мотив «четырёх друзей» — слона, обезьяны, зайца и куропатки, образующих акробатическую пирамиду под кроной дерева — который имеет источник в легенде Титтира-джатаки об одной из прошлых жизней Будды. Однако в притче-джатаки Титтира упоминаются только три животных — слон, обезьяна и куропатка. Эта история с моралью о том, что нужно уважать, прежде всего, мудрость и накопленный опыт, а также необходимость взаимопомощи: только, помогая друг другу, друзья могут дотянуться до спелых плодов, о единении всех живых существ во имя достижения благородной цели.
Четыре травоядных животных также представляют четырёх обитателей — неба (куропатка), деревьев (обезьяна), земли (слон) и подземелья (заяц). Иногда птица отождествляется с тетеревом или рябчиком, а баньян обычно изображается как фруктовое дерево.
Похожий сюжет встречается и в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты», только здесь четыре животных — это осёл, собака, кот и петух.
Скульптура пользуется большой популярностью и имеет большую смысловую нагрузку. Жители потирают носы у животных на счастье.
Джатаки – своеобразный жанр буддийской литературы, в котором мы находим элементы басни, волшебной сказки, анекдота, моралити, притчи и жития (само слово «джатака» наиболее близко по своему смыслу к русскому «житие»). Каждая из джатак - это рассказ об одном из предшествующих существований Бодхисаттвы (Будды), который, согласно индийскому учению о переселении душ, прежде чем воплотиться в Гаутаму и достичь нирваны, многократно возрождался в облике различных растений, животных, богов и людей.
Джатака о куропатке
Притча повествует о том, как Шарипутре, одному из старших учеников Будды, не удалось найти жилище в городке Вайшали, поскольку младшие ученики эгоистично поспешили занять для себя все доступные места. Ранним утром следующего дня Будда, узнав, что Шарипутра провёл ночь один под деревом, поведал притчу Титтира-джатаки.
"Во времена стародавние у подножия Гималайских гор рос огромный баньян, и жили под его сенью куропатка, обезьяна и слон. Относились они друг к другу без всякой почтительности и уважения. Поняв в конце концов, что дальше так жить нельзя, они решили: "Надо выяснить, кто из нас старший, – того и будем почитать и слушать". И они придумали такой способ определения старшего. Однажды, когда они все трое сидели под баньяном, куропатка и обезьяна спросили слона: "Скажи-ка, братец, каким ты помнишь это баньяновое дерево с того времени, когда впервые осознал себя?" Слон ответил: "Друзья мои, в те времена, когда ещё крошечным слонёнком я, бывало, прогуливался возле этого баньяна, он был высотой с траву; когда я останавливался над ним, его верхушка как раз доходила мне до пупка. Так вот: я помню это дерево с тех пор, как оно было размером с траву". Затем куропатка и слон задали тот же вопрос обезьяне. "Друзья мои, – ответила обезьяна. – В те времена, когда я была совсем крошкой, я могла, сидя на земле, рвать и есть плоды, которые росли на самой верхушке баньянчика, для этого мне даже не нужно было вытягивать шеи. Так вот: я помню этот баньян еще совсем маленьким деревцем". И, наконец, слон и обезьяна обратились с тем же вопросом к куропатке. "Друзья мои! – ответила им куропатка. – Когда-то, давным-давно, росло поблизости огромное баньяновое дерево. Я питалась его плодами, и как-то раз, облегчаясь, вместе с помётом обронила на этом самом месте баньяновое зёрнышко. Из него-то и выросло потом это дерево. Так что я помню баньян с тех пор, когда его и на свете не было, стало быть, я старше вас всех".
Выслушав мудрую куропатку, обезьяна и слон сказали ей: "Дорогая, ты и впрямь старшая среди нас. Отныне мы будем оказывать тебе все подобающие почести, смиренно приветствовать тебя и обращаться к тебе уважительно; мы будем возвышать тебя и словом и делом, будем складывать руки перед грудью, ожидая твоего благословения, и признаем во всём твоё превосходство. Мы станем следовать твоим наставлениям, ты же отныне веди и учи нас". Куропатка наставила их и научила жить по нравственному завету, которому следовала и сама. И все трое в последующей жизни строго придерживались пяти заповедей, оказывали друг другу знаки внимания, почитали друг друга и в речах своих были вежливы. И оттого что поступали так, с окончанием земного срока все трое возродились на небесах".
Будда поведал, что в своём прошлом воплощении его ученик Маудгальяяна (Моггаллана) был слоном, Шарипутра (Сарипутта) старший был обезьяной, а сам Будда — куропаткой. Позже в эту легенду был добавлен заяц, который считался старшим учеником Будды — Анандой. Ананда был вторым по старшинству и в первый раз увидел баньян, когда тот был ещё побегом без листьев.
Вариация истории описывает животных, стоящих друг на друге в попытке достать плод дерева. В этом случае мораль — это сотрудничество ради общей цели. Четверо друзей получили большой урожай фруктов благодаря усердию и взаимопомощи. Они жили в лесу, где не росли фруктовые деревья. Но однажды птица нашла фруктовое зернышко и посадила его в землю, заяц и обезьяна поливали и ухаживали за ним, а слон охранял от всяких напастей. Наконец выросло фруктовое дерево и на нём созрели фрукты. Дерево выросло таким высоким, что друзья не смогли достать до верхушки и собрать весь урожай. То есть каждый поодиночке мог бы, конечно, добыть себе что-то с этого дерева, но им хотелось собрать полностью весь урожай и разделить его поровну.
Тогда обезьяна взобралась на слона, заяц на обезьяну, а на зайца взлетела птица. Помогая друг другу они смогли не только собрать замечательный урожай, но и угостить всех обитателей того леса.
В этой притче есть немало слоёв и смыслов. Каждый друг здесь является аллегорией качеств и аспектов скрытых внутри человека. Объединив их, человек восстанавливает свою подлинную целостность.
"Во времена стародавние у подножия Гималайских гор рос огромный баньян, и жили под его сенью куропатка, обезьяна и слон. Относились они друг к другу без всякой почтительности и уважения. Поняв в конце концов, что дальше так жить нельзя, они решили: "Надо выяснить, кто из нас старший, – того и будем почитать и слушать". И они придумали такой способ определения старшего. Однажды, когда они все трое сидели под баньяном, куропатка и обезьяна спросили слона: "Скажи-ка, братец, каким ты помнишь это баньяновое дерево с того времени, когда впервые осознал себя?" Слон ответил: "Друзья мои, в те времена, когда ещё крошечным слонёнком я, бывало, прогуливался возле этого баньяна, он был высотой с траву; когда я останавливался над ним, его верхушка как раз доходила мне до пупка. Так вот: я помню это дерево с тех пор, как оно было размером с траву". Затем куропатка и слон задали тот же вопрос обезьяне. "Друзья мои, – ответила обезьяна. – В те времена, когда я была совсем крошкой, я могла, сидя на земле, рвать и есть плоды, которые росли на самой верхушке баньянчика, для этого мне даже не нужно было вытягивать шеи. Так вот: я помню этот баньян еще совсем маленьким деревцем". И, наконец, слон и обезьяна обратились с тем же вопросом к куропатке. "Друзья мои! – ответила им куропатка. – Когда-то, давным-давно, росло поблизости огромное баньяновое дерево. Я питалась его плодами, и как-то раз, облегчаясь, вместе с помётом обронила на этом самом месте баньяновое зёрнышко. Из него-то и выросло потом это дерево. Так что я помню баньян с тех пор, когда его и на свете не было, стало быть, я старше вас всех".
Выслушав мудрую куропатку, обезьяна и слон сказали ей: "Дорогая, ты и впрямь старшая среди нас. Отныне мы будем оказывать тебе все подобающие почести, смиренно приветствовать тебя и обращаться к тебе уважительно; мы будем возвышать тебя и словом и делом, будем складывать руки перед грудью, ожидая твоего благословения, и признаем во всём твоё превосходство. Мы станем следовать твоим наставлениям, ты же отныне веди и учи нас". Куропатка наставила их и научила жить по нравственному завету, которому следовала и сама. И все трое в последующей жизни строго придерживались пяти заповедей, оказывали друг другу знаки внимания, почитали друг друга и в речах своих были вежливы. И оттого что поступали так, с окончанием земного срока все трое возродились на небесах".
Будда поведал, что в своём прошлом воплощении его ученик Маудгальяяна (Моггаллана) был слоном, Шарипутра (Сарипутта) старший был обезьяной, а сам Будда — куропаткой. Позже в эту легенду был добавлен заяц, который считался старшим учеником Будды — Анандой. Ананда был вторым по старшинству и в первый раз увидел баньян, когда тот был ещё побегом без листьев.
Вариация истории описывает животных, стоящих друг на друге в попытке достать плод дерева. В этом случае мораль — это сотрудничество ради общей цели. Четверо друзей получили большой урожай фруктов благодаря усердию и взаимопомощи. Они жили в лесу, где не росли фруктовые деревья. Но однажды птица нашла фруктовое зернышко и посадила его в землю, заяц и обезьяна поливали и ухаживали за ним, а слон охранял от всяких напастей. Наконец выросло фруктовое дерево и на нём созрели фрукты. Дерево выросло таким высоким, что друзья не смогли достать до верхушки и собрать весь урожай. То есть каждый поодиночке мог бы, конечно, добыть себе что-то с этого дерева, но им хотелось собрать полностью весь урожай и разделить его поровну.
Тогда обезьяна взобралась на слона, заяц на обезьяну, а на зайца взлетела птица. Помогая друг другу они смогли не только собрать замечательный урожай, но и угостить всех обитателей того леса.
В этой притче есть немало слоёв и смыслов. Каждый друг здесь является аллегорией качеств и аспектов скрытых внутри человека. Объединив их, человек восстанавливает свою подлинную целостность.
Скульптура «Туншэ» или «Четверо дружных» пгт. Агинское на Яндекс-карте
Координаты объекта: широта 51.1077° долгота 114.542°
Для составления маршрута нажмите на кнопку "Как добраться?"
Координаты объекта: широта 51.1077° долгота 114.542°
Для составления маршрута нажмите на кнопку "Как добраться?"
Вид услуг | Актуальность | Дополнительно | Стоимость |
---|
Просмотров:
2 477
2 477
Поделитесь с друзьями
Оцените достопримечательность: