Тоннель Великого Транссибирского водораздела
Забайкальский край, Читинский район
Архитектурные объектыЗакладка крупнейшей в мире железнодорожной транспортной магистрали – Транссиба (9288 км) состоялась 13 июня 1891 года. Самая высокая точка над уровнем моря, на которую поднимается железная дорога - это Яблоновый перевал в Забайкалье, 6110-й километр - между станциями Яблоновая и Тургутуй. Высота над уровнем моря - 1040 м. Строительство этого участка дороги проходило в 1895-1905 годах.
Тургутуй — село в юго-западной части Читинского района Забайкальского края России. В 1989 году население – 52 чел., в 2002 – 40, в 2021 – 15 человек.
Название - Тургутуй в переводе с бурятского «тэргэтээ» означает «скрипучая телега». Это название себя оправдывает. Когда поезда поднимаются вверх, их колеса издают скрип от тяжести.
Станция была построена для обслуживания участка железной дороги, проходящей через сложный перевал. Железнодорожники после прохождения каждого поезда просматривали участок между скал и вручную собирали осыпавшиеся камни. Сейчас скалы обтянуты специальной двойной сеткой.
Название - Тургутуй в переводе с бурятского «тэргэтээ» означает «скрипучая телега». Это название себя оправдывает. Когда поезда поднимаются вверх, их колеса издают скрип от тяжести.
Станция была построена для обслуживания участка железной дороги, проходящей через сложный перевал. Железнодорожники после прохождения каждого поезда просматривали участок между скал и вручную собирали осыпавшиеся камни. Сейчас скалы обтянуты специальной двойной сеткой.
В истории Забайкальской железной дороги перевал через Яблоновый хребет занимает особое место. Экспедиции Ореста Вяземского в 1891 году и Григория Адрианова в 1893 – 1894 годах прошли сотни вёрст по хребту, прежде чем было выбрано место его пересечения.
Яблоновый хребет (бур. Ябалhан дабаан — «проходной перевал») — горный хребет с преобладанием среднегорного рельефа в центральной части Забайкалья, главным образом на территории Забайкальского края. Длина хребта составляет 650 км, это самый длинный хребет в Забайкальском крае. Максимальная высота — 1706 м (Конталакский Голец). Недалеко от перевала находится гора Палласа – мировой водораздел. Хребет сложен гранитами, кристаллическими сланцами, песчаниками.
В январе 1900 года уже было начато временное движение составов.
В 1901 году тут шёл всего лишь один путь. Когда Транссибирская магистраль была одноколейной, она пересекала хребет по крытой галерее длиной 38 сажень (81 метр). Однако всего лишь через 8-9 лет, ещё при царе, в связи с резким возрастанием грузопотоков на Восток, строители проложили второй путь. На порталах знаменитой галереи были надписи: «К Великому океану» и «К Атлантическому океану».
В первой половине 1941 года основные работы по переустройству перегона Тургутуй – Яблоновая были закончены. При устройстве третьего пути тоннель взорвали. Обломки взорванного тоннеля и сейчас лежат вокруг скалы, в которой он был пробит.
Знаменитый девиз «Къ великому океану» на портале тоннеля был высечен по приказу руководителя строительства Забайкальской железной дороги Александра Пушечникова. Для пассажиров, попадающих из одного океанического бассейна в другой, на порталах галереи было написано: «К Великому океану» - для едущих с запада и «К Антлантическому океану» - для едущих с востока. Слова украсили в 1900 году тоннель на перегоне Сохондо – Тургутуй в сотне километров от Читы. Так инженер решил отметить ключевую, по его мнению, точку Транссиба. После взрыва тоннеля, надписи, к сожалению, восстановлены не были.
При прокладке железной дороги через хребет у Тургутуя пришлось перекрывать высоченной насыпью долину левого притока Зун-Куки – ручья Тоннельного, а под большим тоннелем строители железной дороги проложили маленький, водоотводный. Этот тоннель цел до сих пор. Камням, используемых при постройке более ста лет, а их крепости и надежности самого тоннеля позавидуют многие современные здания. На одном из камней выбита дата «1896-1897». Хотя она перевернута, но по ней можно сосчитать возраст этого сооружения.
Со сводов потолка внутри водоотводного тоннеля свисают каменные сосульки – сталактиты. За столько лет вода, просачиваясь сквозь толщу насыпи, вымывала оттуда минералы, которые накапливались в этих сталактитах.
В 1901 году тут шёл всего лишь один путь. Когда Транссибирская магистраль была одноколейной, она пересекала хребет по крытой галерее длиной 38 сажень (81 метр). Однако всего лишь через 8-9 лет, ещё при царе, в связи с резким возрастанием грузопотоков на Восток, строители проложили второй путь. На порталах знаменитой галереи были надписи: «К Великому океану» и «К Атлантическому океану».
В первой половине 1941 года основные работы по переустройству перегона Тургутуй – Яблоновая были закончены. При устройстве третьего пути тоннель взорвали. Обломки взорванного тоннеля и сейчас лежат вокруг скалы, в которой он был пробит.
Знаменитый девиз «Къ великому океану» на портале тоннеля был высечен по приказу руководителя строительства Забайкальской железной дороги Александра Пушечникова. Для пассажиров, попадающих из одного океанического бассейна в другой, на порталах галереи было написано: «К Великому океану» - для едущих с запада и «К Антлантическому океану» - для едущих с востока. Слова украсили в 1900 году тоннель на перегоне Сохондо – Тургутуй в сотне километров от Читы. Так инженер решил отметить ключевую, по его мнению, точку Транссиба. После взрыва тоннеля, надписи, к сожалению, восстановлены не были.
При прокладке железной дороги через хребет у Тургутуя пришлось перекрывать высоченной насыпью долину левого притока Зун-Куки – ручья Тоннельного, а под большим тоннелем строители железной дороги проложили маленький, водоотводный. Этот тоннель цел до сих пор. Камням, используемых при постройке более ста лет, а их крепости и надежности самого тоннеля позавидуют многие современные здания. На одном из камней выбита дата «1896-1897». Хотя она перевернута, но по ней можно сосчитать возраст этого сооружения.
Со сводов потолка внутри водоотводного тоннеля свисают каменные сосульки – сталактиты. За столько лет вода, просачиваясь сквозь толщу насыпи, вымывала оттуда минералы, которые накапливались в этих сталактитах.
Как добраться до тоннеля Великого Транссибирского водораздела
Расстояние от Читы до тоннеля по железной дороге 88 км, от поселкового центра, села Сохондо - 15 километров. На автомобиле от Читы по федеральной трассе 33 км, далее по грунтовой дороге по направлению к ж/д станции Яблоново - с.Сохондо около 35 км.
Тоннель Великого Транссибирского водораздела на Яндекс-карте
Координаты объекта: широта 51.8352° долгота 112.650°
Для составления маршрута нажмите на кнопку "Как добраться?"
Координаты объекта: широта 51.8352° долгота 112.650°
Для составления маршрута нажмите на кнопку "Как добраться?"
Вид услуг | Актуальность | Дополнительно | Стоимость |
---|
Просмотров:
1 530
1 530
Поделитесь с друзьями
Оцените достопримечательность: